пятница, 23 сентября 2011 г.

Почему необходимо применять инновационные технологии в образовательном процессе

Сегодня нам с вами трудно даже  представить свою жизнь без «умных» машин и всевозможных гаджетов, без электробытовых приборов и компьютерной техники. И даже таким понятием как «умный дом» больше никого не удивишь.

Человечество на современном этапе уже не мыслит своего существования без техники и результатов научных разработок, потому что они прочно внедрились в нашу жизнь, делая её комфортнее и проще.
Поступление же в наш обиход технических новинок и современных гаджетов обеспечивает развитие научно технического прогресса.
Согласно общепризнанному определению, научно-технический прогресс – это непрерывный процесс качественного совершенствования и количественного роста всех составляющих общественного производства (средств, предметов труда, работников производства), а также модернизация методов их соединения в производственных процессах на основе достижений науки, техники.
Сегодня развитие научно технического прогресса выражается:
  • в создании новых или усовершенствовании действующих технологий, техники;
  • в росте численности механизированного, автоматизированного и компьютеризированного производства;
  • в создании и использовании новых видов энергии, сырья, материалов, топлива;
  • в совершенствовании ранее выпускаемой, разработке новой продукции, повышении ее качества;
  • в научно обоснованной организации труда, менеджмента;
  • в росте квалификационного, образовательного уровня среди занятых в производстве и в экономике страны в целом людей.
Характерным для настоящего времени становится появление в производстве и экономике принципиально новых средств и технологий, базирующихся на непосредственном использовании современных достижений науки и техники. Как следствие это приводит к увеличению доли интеллектуального труда.
Современное общество требует квалифицированных, предприимчивых, инициативных, хорошо информированных специалистов, максимально использующих свои творческие способности, умеющих оперативно работать с информацией, действующих созидательно в условиях нестабильной экономики.
Не вызывает сомнения, что будущее от сегодняшних учеников потребует огромного запаса знаний в области современных технологий. Уже сейчас большая часть предложенных вакансий при трудоустройстве требует от претендента компьютерных знаний на уровне уверенного пользователя.
Ученики должны освоить новые необходимые навыки, в связи с тем, что современные технологии все глубже проникают в нашу жизнь. Соответственно же, необходима и ИКТ-компетентность учителя.
Мир становится все более зависимым от информационных технологий, поэтому и школьники, и учителя должны быть знакомы с ними.
Информационные технологии определяются как совокупности методов и средств организации информационных процессов.
Исторически обусловлена тесная связь развития информационных технологий и технических средств их реализации.
Как правило, в этих условиях меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием. Акцент переносится с «усвоения знаний» на формирование «компетентности», происходит переориентация на личностно-ориентированный подход. Школы обеспечиваются современной компьютерной техникой, электронными ресурсами, доступом к Интернету.
Всё это способствует внедрению новых педагогических технологий в учебный процесс.
Среди них особое место занимает проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.
Сегодня от человека требуется умение развивать собственную функциональную компетентность: умение ориентироваться в информационных потоках, способность к самообразованию, переквалификации.
В проектной работе целью обучения становится, прежде всего, развитие у учащихся самообразовательной активности. Они учатся проводить исследования (это могут быть несложные наблюдения или серьезные логико-теоретические исследования). Используя компьютер как средство для работы с информацией, ученики вынуждены систематически и четко излагать свои мысли в письменном виде, анализировать текстовую, цифровую и графическую информацию и выдвигать новые идеи.
Одной из ведущих технологий в школе XXI века является технология «Мастерская построения знаний (педагогическая мастерская)». В опыте современного отечественного образования присутствуют разные типы мастерских: мастерские построения знаний, мастерские письма, проектные мастерские и мастерские сотрудничества; мастерские ценностных ориентаций и мастерские интерпретации текста.
Наиболее разработанными и востребованными являются мастерские построения знаний. Принципиальная позиция мастера проявляется в принципах и правилах ведения мастерской, включающих в себя ценностно-смысловое равенство всех её участников, право каждого преодолевать свои затруднения и ошибки, отказ от оценочной деятельности и реализация идей «педагогики успеха».
Мастерская даёт возможность организовать и перестроить реальное пространство так, что становится возможен диалог и полилог, который ограничивает монолог мастера. Одна из целей мастерской: создать ситуацию, при которой ученик сам ответит на все возникающие вопросы.
В мастерской построения знаний ребёнок сам «строит» своё знание. Для этого мастер предлагает последовательно задания, выполняя которые ученик всё глубже и глубже погружается в своё понимание рассматриваемой проблемы. Вначале предусматривается задание, которое выполняется легко, с опорой на имеющийся опыт и знание. Постепенно, работая индивидуально, в парах, в группах, представляя работу классу, ребята подходят к преграде, преодолеть которую можно, лишь введя новое понятие, получив новую «порцию» знаний в виде материала, справочной литературы и т. д. Результатом работы в мастерской построения знаний могут быть какое-то новое решение, модель, эссе, статья и т. д.
Не вызывает сомнений важность использования инновационных технологий в старшей профильной школе. Использование в урочной и внеурочной деятельности инновационных технологий даёт возможность учителю совместно с учеником выстраивать индивидуальную траекторию образования, работать над развитием креативности ребёнка, формировать в нём качества юного исследователя.

Комментариев нет:

Отправить комментарий